№ 1. Фонетический разбор слова
1.Напиши слово, поставь ударение , раздели на слоги
2.Сколько в слове слогов
3.Охарактеризуй каждый звук по схеме:
- согласный или гласный
- если согласный, то:
-парный или непарный (глухой или звонкий);
-парный или непарный (твёрдый или мягкий)
Непарные звонкие : л н р м й б д в г з ж
Непарные глухие х ч щ ц п т ф к с ш
всегда твёрдые (непарные): ж ш ц
всегда мягкие (непарные): : й ч щ
- если гласный, то (ударный или безударный)
гласные звуки: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]
Буквы я, ю ,и, е, ё обозначают 2 звука,
в начале слова, после гласной, после ъ, ь.
юла [йу ], моё [йо], колья[йа], съел [йэ]
Запиши, сколько букв, сколько звуков.
Например:
Якорь [йакар] - 2 слога
я [й] - согл., парн.(непарн.), звон., парн.(непарн.)мягк.
[а] - глас., удар.
к [к] - согл., парн.(непарн.)глух., парн.(непарн.)тв.
о [а] - глас., безудар.
р [р] - согл., парн.(непарн.) звон., парн.(непарн.) мягк.
ь [-]
5 букв,5 звуков
№ 2. Разбор слова по составу
1. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки -а — изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой: поездка.
2. Выдели основу. Это часть слова без окончания
3. Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, по езд, въ езд), выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком
4. Найди приставку. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком
5. Найди суффикс. Он стоит после корня. Выдели значком
|
№3. Морфологический разбор
Порядок разбора имени существительного как части речи
1. Вопрос.
2. Начальная форма ( в форме единственного числа. отвечает на вопрос кто? или что?).
3. Часть речи.
4. Постоянные признаки:
- одушевлённое или неодушевлённое;
-нарицательное или собственное;
- род;
- склонение;
5. непостоянные признаки:
- число;
- падеж;
- синтаксическая роль (член предложения);
Порядок разбора имени прилагательного как части речи
1. Вопрос.
2. Начальная форма ( ед.число, муж.род)
3. Часть речи.
4. Род ( в ед.числе)
5. Число.
6. Падеж.
7. Синтаксическая роль(член предложения);.
Порядок разбора глагола как части речи
1. На какой вопрос отвечает.
2. Глагол.
3. Неопределённая форма( вопросы: что делать?, что сделать?)
4. Время.
5. Число.
6.Вид (совершенный или несовершенный).
7. Род ( в прошедшем времени единственного числа).
8.Спряжение.
9.Синтаксическая роль (член предложения);
Порядок разбора местоимения как части речи
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число).
3. Постоянные признаки: лицо.
4. Непостоянные признаки: падеж, число, род ( если это местоимение 3-го лица, ед.числа).
5. Синтаксическая роль (член предложения);
№4 Синтаксический разбор предложения
1) По цели высказывания:
повествовательное (содержит сообщение)
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов: простое или сложное;
Грамматическая основа:
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
- дополнение (падежные вопросы)
- обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда? сколько? каким образом?)
- определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5) Наличие однородных членов.
Пример:
пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.
От петуха летели пыль и пух. (Схема предложения)
(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)
6) Выписать словосочетания(от главного слова к зависимому задать вопрос)
летели (от кого?) от петуха
|